К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов. В 1895 г. он открыл для себя основное положение теории сновидений (сновидение – это осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (24 июля 1895г.) стоит повесить небольшую мемориальную доску.
Прежде всего, наука во времена Фрейда была склонна считать сновидение нарушением нормального сна. Здоровый сон – сон без сновидений. Считалось, что сновидения являются ответом на какое-либо внешнее или внутреннее раздражение. Содержание сновидений целиком детерминировано этими раздражениями. Поскольку во время сна раздражения воспринимаются искаженно, то и образы сновидений искажены.
Выражение " хаотическое растормаживание следовых сигналов на фоне разлитого торможения коры головного мозга " наиболее полно выражает эту точку зрения. Считалось, что если психическая деятельность в сновидении и имеет место, то она глубоко дефектна и регрессивна в сравнении с бодрствующей психикой. Тем не менее в научной литературе 19 в. интерес к проблеме сновидений был значительным. Сознание же обывателя либо вовсе не принимало сновидений всерьез, либо воспринимало их как предзнаменования, или воспринимало их как "весть из иного мира".
В качестве примера кратко остановимся на концепции русского религиозного философа священника Павла Флоренского.
Сновидение подчинено конечной цели, телеологично, оно развивается "ради развязки", чтобы эта развязка не была случайной. "Время в сновидении вывернуто через себя и, значит, вместе с ним вывернуты все его конкретные образы. А это значит мы перешли в область мнимого пространства… Сновидения и суть те образы, которые отделяют видимый мир от мира невидимого, отделяют и вместе с тем соединяют эти миры. Сновидение… насквозь…символично. Оно насыщено смыслом иного мира, оно – почти чистый смысл иного мира, незримый, невещественный, хотя и являемый видимо и как бы вещественно… Сновидение есть знаменование перехода из одной сферы в другую и символ. Сновидение способно возникать, когда одновременно видны оба берега жизни".
Характерно, что в своем анализе сновидений в работе "Иконостас" Павел Флоренский обращается к тем же конкретным примерам, что и Зигмунд Фрейд. Ведь Флоренский убежден в том, что сновидение имеет смысл и имеет цель, что сновидение символично, что оно связывает две сферы (горнего и дольнего, у Фрейда – сознательного и бессознательного).
Каковы же воззрения Зигмунда Фрейда на природу сновидений.
Сновидения не есть следствие патологического процесса, а результат деятельности здорового мозга. В известной степени сновидение – полноценный психический акт, нормальной человеческой психики. Мало определить, какими впечатлениями бодрствующей психики вызвано сновидение. Сон – небывалая комбинация былых впечатлений, но главное определить закономерности этого комбинирования. Представление о том, что образы сновидений бессмысленны и хаотичны, неверно.
Техника анализа сновидений – это свободные ассоциации, отправными пунктами которых служат элементы сновидения. При анализе выясняется, как элементы сновидения связаны с пережитым в бодрствующем состоянии, при установлении этих связей можно восстановить связь элементов сновидения между собой. Общий круг проблем, которые сообщает человек, достаточно широк. Однако, по мнению Фрейда, - большинство мыслей и впечатлений участвует в формировании образов сновидения.
Явное содержание и скрытый смысл сновидения не совпадают.
Переработка информации в сновидении сводится в основном к трем процессам. Первый процесс – сгущение (концентрация) образов вплоть до их наложения друг на друга. Литературоведческий термин "собирательный образ" показывает общность этого механизма с некоторыми особенностями художественного творчества. З. Фрейд писал, что "сгущение происходит благодаря тому, что: 1) определенные скрытые элементы вообще опускаются; 2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения; 3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении, сливаются в одно целое.
По сути, в 3 пункте, речь идет об отождествлении различных, зачастую весьма далеко стоящих друг от друга образов и представлений. Любопытная параллель этому механизму, может быть найдена в особенностях первобытного "магического" мышления. Л. Леви-Брюль называет этот механизм "магическим обобщением" и говорит , что это есть – отождествление. Наиболее интересный пример: индейцы Гаучоло отождествляют пшеницу, оленя и траву. Другие примеры отождествлений: хлопок – облако (здесь имеет значение внешнее сходство); рога оленя и олень (часть сохраняет свойства целого), перо сокола в головном уборе тождественно соколиному зрению.
Второй процесс искажающей деятельности сновидения – "смещение" (передвигание). Скрытый элемент проявляется не какой-либо своей частью, а отдаленной ассоциацией, "намеком". То, что находится далеко на периферии реально значимого переживания, в сновидении является центром, кульминацией.
Сновидение – осуществление желания. Это главный смысл сновидения, определяющий и его психологическую функцию: освобождение от психологических конфликтов бодрствования.
Неправильно считать, что в сновидении осуществляются лишь желания сексуального характера; спектр переживаний гораздо более разнообразен: здесь и семейные конфликты и профессиональные и личные проблемы. Даже если сновидение сопровождается страхом, его психологический смысл не меняется.