О сноведениях Алфавитный сонник Тематический сонник Сонник Миллера
 

Сонник Ванги

Ассирийский сонник Сонник Нострадамуса Сонник Цветкова Сонник Задеки

Анекдоты

Афоризмы Истории Цитаты Смски Аватары

Гадания Нумерология Философия Сказки Фильмы
           



 

Толкование сноведения

Сон по Фрейду

 

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов. В 1895 г. он открыл для себя основное положение теории сновидений (сновидение – это осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (24 июля 1895г.) стоит повесить небольшую мемориальную доску.

 

Прежде всего, наука во времена Фрейда была склонна считать сновидение нарушением нормального сна. Здоровый сон – сон без сновидений. Считалось, что сновидения являются ответом на какое-либо внешнее или внутреннее раздражение. Содержание сновидений целиком детерминировано этими раздражениями. Поскольку во время сна раздражения воспринимаются искаженно, то и образы сновидений искажены.

 

Выражение " хаотическое растормаживание следовых сигналов на фоне разлитого торможения коры головного мозга " наиболее полно выражает эту точку зрения. Считалось, что если психическая деятельность в сновидении и имеет место, то она глубоко дефектна и регрессивна в сравнении с бодрствующей психикой. Тем не менее в научной литературе 19 в. интерес к проблеме сновидений был значительным. Сознание же обывателя либо вовсе не принимало сновидений всерьез, либо воспринимало их как предзнаменования, или воспринимало их как "весть из иного мира".

 

В качестве примера кратко остановимся на концепции русского религиозного философа священника Павла Флоренского.

 

Сновидение подчинено конечной цели, телеологично, оно развивается "ради развязки", чтобы эта развязка не была случайной. "Время в сновидении вывернуто через себя и, значит, вместе с ним вывернуты все его конкретные образы. А это значит мы перешли в область мнимого пространства… Сновидения и суть те образы, которые отделяют видимый мир от мира невидимого, отделяют и вместе с тем соединяют эти миры. Сновидение… насквозь…символично. Оно насыщено смыслом иного мира, оно – почти чистый смысл иного мира, незримый, невещественный, хотя и являемый видимо и как бы вещественно… Сновидение есть знаменование перехода из одной сферы в другую и символ. Сновидение способно возникать, когда одновременно видны оба берега жизни".

 

Характерно, что в своем анализе сновидений в работе "Иконостас" Павел Флоренский обращается к тем же конкретным примерам, что и Зигмунд Фрейд. Ведь Флоренский убежден в том, что сновидение имеет смысл и имеет цель, что сновидение символично, что оно связывает две сферы (горнего и дольнего, у Фрейда – сознательного и бессознательного).

 

Каковы же воззрения Зигмунда Фрейда на природу сновидений.

 

Сновидения не есть следствие патологического процесса, а результат деятельности здорового мозга. В известной степени сновидение – полноценный психический акт, нормальной человеческой психики. Мало определить, какими впечатлениями бодрствующей психики вызвано сновидение. Сон – небывалая комбинация былых впечатлений, но главное определить закономерности этого комбинирования. Представление о том, что образы сновидений бессмысленны и хаотичны, неверно.

 

Техника анализа сновидений – это свободные ассоциации, отправными пунктами которых служат элементы сновидения. При анализе выясняется, как элементы сновидения связаны с пережитым в бодрствующем состоянии, при установлении этих связей можно восстановить связь элементов сновидения между собой. Общий круг проблем, которые сообщает человек, достаточно широк. Однако, по мнению Фрейда, - большинство мыслей и впечатлений участвует в формировании образов сновидения.

 

Явное содержание и скрытый смысл сновидения не совпадают.

 

Переработка информации в сновидении сводится в основном к трем процессам. Первый процесс – сгущение (концентрация) образов вплоть до их наложения друг на друга. Литературоведческий термин "собирательный образ" показывает общность этого механизма с некоторыми особенностями художественного творчества. З. Фрейд писал, что "сгущение происходит благодаря тому, что: 1) определенные скрытые элементы вообще опускаются; 2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения; 3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении, сливаются в одно целое.

По сути, в 3 пункте, речь идет об отождествлении различных, зачастую весьма далеко стоящих друг от друга образов и представлений. Любопытная параллель этому механизму, может быть найдена в особенностях первобытного "магического" мышления. Л. Леви-Брюль называет этот механизм "магическим обобщением" и говорит , что это есть – отождествление. Наиболее интересный пример: индейцы Гаучоло отождествляют пшеницу, оленя и траву. Другие примеры отождествлений: хлопок – облако (здесь имеет значение внешнее сходство); рога оленя и олень (часть сохраняет свойства целого), перо сокола в головном уборе тождественно соколиному зрению.

 

Второй процесс искажающей деятельности сновидения – "смещение" (передвигание). Скрытый элемент проявляется не какой-либо своей частью, а отдаленной ассоциацией, "намеком". То, что находится далеко на периферии реально значимого переживания, в сновидении является центром, кульминацией.

 

Сновидение – осуществление желания. Это главный смысл сновидения, определяющий и его психологическую функцию: освобождение от психологических конфликтов бодрствования.

 

Неправильно считать, что в сновидении осуществляются лишь желания сексуального характера; спектр переживаний гораздо более разнообразен: здесь и семейные конфликты и профессиональные и личные проблемы. Даже если сновидение сопровождается страхом, его психологический смысл не меняется.

 

Толкование

снов

 
 

 

 

 

 
   
   
   
   

 

 

 

 

Copyright © 2000-2008.                                                       DREAMS.YAXY.RU                                                                  All rights reserved